Уральская база авиационной охраны лесов

К 80 летию парашютно-десантной пожарной службе Авиалесоохраны

К 80 ле­тию па­а­шют­но-де­сант­ной по­жар­ной служ­бы Авиа­ле­со­охра­ны

19 июня 1936 го­да ав­то­ром идеи о со­зда­нии па­ра­шют­но-по­жар­ной служ­бы Ге­ор­ги­ем Алек­сан­дро­ви­чем Мок­е­е­вым вы­пол­нен пер­вый
про­из­вод­ствен­ный пры­жок вме­сте с ин­струк­то­ром И.З. Ле­ви­ным для мо­би­ли­за­ции
на­се­ле­ния на ту­ше­ние лес­ных по­жа­ров в Горь­ков­ской об­ла­сти в рай­оне
де­ре­вень Тел­ки (Ма­ке­ев) и Осин­ки (Ле­вин). Этот день счи­та­ет­ся на­ча­лом
об­ра­зо­ва­ния па­ра­шют­но-по­жар­ной служ­бы авиа­ци­он­ной охра­ны ле­сов.
В 1936 го­ду был об­ра­зо­ван Все­со­юз­ный трест лес­ной авиа­ции с це­лью охра­ны ле­сов от
по­жа­ров на тер­ри­то­рии го­судар­ствен­ных ле­со­про­мыш­лен­ных тре­стов Нар­ком­ле­са. Бы­ли
со­зда­ны пер­вые 4 авиа­от­ря­да «Ле­са­виа» - по Горь­ков­ской, Ар­хан­гель­ской, Перм­ской
об­ла­стям и Крас­но­яр­ско­му краю. Авиа­от­ря­ды рас­по­ла­га­ли сво­и­ми са­мо­ле­та­ми,
кад­ра­ми и спе­ци­аль­ным осна­ще­ни­ем. В со­ста­ве от­ря­дов бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны
ле­со­авиа­ци­он­ные экс­пе­ди­ции, про­во­див­шие ре­гу­ляр­ные по­ле­ты над за­креп­лен­ной за
ни­ми лес­ной тер­ри­то­ри­ей.
В 1937 го­ду при Се­вер­ном авиа­от­ря­де № 2 ор­га­ни­зу­ют­ся кур­сы па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных.
Пер­вый вы­пуск со­ста­вил 17 че­ло­век, в том чис­ле од­на жен­щи­на. Ос­нов­ной
за­да­чей па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных бы­ла мо­би­ли­за­ция мест­но­го на­се­ле­ния и об­щее
ру­ко­вод­ство при ту­ше­нии лес­ных по­жа­ров.
В 1938 го­ду в Крас­но­бор­ском авиа­от­де­ле­нии Се­вер­но­го авиа­от­ря­да па­ра­шю­ти­ста­ми-по­жар­ны­ми
был впер­вые са­мо­сто­я­тель­но лик­ви­ди­ро­ван лес­ной по­жар.
Опыт пер­вых до­во­ен­ных лет по­ка­зал, что лес­ные по­жа­ры бо­лее успеш­но мож­но ту­шить
неболь­ши­ми мо­биль­ны­ми груп­па­ми па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных, до­став­ля­е­мых пря­мо к
ме­сту ра­бо­ты. И толь­ко от­сут­ствие мно­го­мест­ных са­мо­ле­тов ис­клю­ча­ло воз­мож­ность
та­кой до­став­ки.
В 1952 го­ду на во­ору­же­ние авиа­ци­он­ной охра­ны ле­сов по­сту­пи­ли са­мо­ле­ты
Ан-2, что поз­во­ли­ло пат­ру­ли­ро­вать ле­са, имея на бор­ту ко­ман­ду
па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных и при об­на­ру­же­нии по­жа­ра сра­зу же их вы­са­жи­вать.
По­яви­лась воз­мож­ность в ос­нов­ном пе­рей­ти к са­мо­сто­я­тель­но­му ту­ше­нию лес­ных
по­жа­ров ко­ман­да­ми па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных.
По­сле по­яв­ле­ния па­ра­шют­но-по­жар­ной служ­бы мно­го­крат­но уве­ли­чи­лась ско­рость
ре­а­ги­ро­ва­ния на воз­ник­но­ве­ние лес­ных по­жа­ров. За со­зда­ние этой служ­бы Мок­е­ев в
1939 го­ду был на­граж­ден знач­ком «По­чет­но­му ра­бот­ни­ку лес­ной про­мыш­лен­но­сти».
От­сут­ствие вер­то­ле­тов в авиа­ле­со­охране, очень ме­ша­ло воз­душ­ным по­жар­ным в ра­бо­те при
воз­вра­ще­нии их с по­жа­ра к ме­сту ба­зи­ро­ва­ния. При­хо­ди­лось ид­ти пеш­ком де­сят­ки
ки­ло­мет­ров с гру­зом на пле­чах, а ино­гда и ис­поль­зо­вать под­руч­ные плав­сред­ства.
С внед­ре­ни­ем в 1956 го­ду в авиа­ле­со­охра­ну вер­то­ле­тов Ми-1 и Ми-4 по­яви­лась
про­фес­сия де­сант­ни­ка-по­жар­но­го. На­ча­лась но­вая эра в ту­ше­нии лес­ных по­жа­ров.
Две служ­бы па­ра­шют­но-по­жар­ная (ППС) и де­сант­но-по­жар­ная (ДПС), ре­ша­ю­щие од­ну
об­щую за­да­чу, ста­ли па­рал­лель­но раз­ви­вать­ся и со­вер­шен­ство­вать­ся.
Си­сте­ма па­ра­шют­но-по­жар­ной служ­бы Авиа­ле­со­охра­ны, раз­ра­бо­тан­ная Г.А. Мок­е­е­вым, су­ще­ству­ет в Рос­сии до сих пор и ско­пи­ро­ва­на мно­ги­ми стра­на­ми ми­ра.

Об­щий вид па­ра­шю­ти­ста-по­жар­но­го с на­де­тым ос­нов­ным и за­пас­ным
па­ра­шю­том в шле­ме с оч­ка­ми для вы­пол­не­ния прыж­ка с са­мо­ле­та По-2.
В 1936 г. бы­ли вы­пол­не­ны впер­вые 9 прыж­ков с па­ра­шю­том в це­лях авиа­ци­он­ной охра­ны ле­сов
от по­жа­ров, из них 3 прыж­ка (вы­пол­не­ны ин­струк­то­ра­ми па­ра­шют­но­го спор­та в
Горь­ков­ской об­ла­сти в де­ревне Тел­ки и Ку­теп (Мок­е­ев), в д. Осен­ки (Ле­вин)) для
мо­би­ли­за­ции на­се­ле­ния для ту­ше­ния, 2 прыж­ка для под­бо­ра по­са­доч­ных пло­ща­док и 4
для ки­но­съем­ки.

Па­ра­шю­ти­сты-по­жар­ные в за­щит­ном сна­ря­же­нии для при­зем­ле­ния на лес. Пер­вые за­щит­ные сна­ря­же­ния
со­зда­ва­лись про­из­вод­ствен­но-тех­ни­че­ской ла­бо­ра­то­ри­ей Цен­траль­ной авиа­ба­зы и
фаб­ри­кой фор­мен­ной одеж­ды Рос­лес­хо­за (1958).

Па­ра­шют ПД-47 в 50-е и 60-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия был ос­нов­ным
ти­пом па­ра­шю­та, при­ме­ня­е­мым в авиа­ци­он­ной охране. Па­ра­шют имел квад­рат­ный
ку­пол, до­ста­точ­но хо­ро­шо управ­ля­е­мый с по­мо­щью строп.

Са­мо­ле­ты Го­судар­ствен­но­го Все­рос­сий­ско­го Шта­ба лес­ной авиа­ции «Ле­са­виа» на сто­ян­ке
(се­вер­ный от­ряд 1938 г.). Тех­ник са­мо­ле­та про­ве­ря­ет го­тов­ность По-2 к за­пус­ку
дви­га­те­ля. Па­ра­шю­тист-по­жар­ный (на пер­вом плане) го­то­вит па­ра­шют ПД-6 (ос­нов­ной
и за­пас­ной) к на­де­ва­нию.

Для вы­пол­не­ния прыж­ка с са­мо­ле­та По-2 (мо­ди­фи­ка­ции АП) па­ра­шю­тист-по­жар­ный из
вто­рой ка­би­ны вы­хо­дит на кры­ло, а для вы­пол­не­ния прыж­ка из тре­тьей ка­би­ны
па­ра­шю­тист-по­жар­ный ко­ле­ня­ми ног упи­ра­ет­ся на об­рез ка­би­ны и устрем­ля­ет­ся вниз.

Груп­па па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных у са­мо­ле­та Ан-2 пе­ред вы­ле­том (1954 г.) для вы­пол­не­ния
тре­ни­ро­воч­но­го прыж­ка. Са­мо­лет Ан-2 пер­вый с сабле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми воз­душ­но­го
вин­та.

По­сад­ка и раз­ме­ще­ние па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных с на­де­ты­ми па­ра­шю­та­ми про­из­во­дит­ся толь­ко при
взлё­те са­мо­лё­та для вы­пол­не­ния тре­ни­ро­воч­ных прыж­ков с па­ра­шю­том на аэро­дром
взлё­та или рас­по­ло­жен­ную вбли­зи пло­щад­ку. Для вы­пол­не­ния пат­руль­но­го по­лё­та с
па­ра­шю­ти­ста­ми по­жар­ны­ми на бор­ту по­сад­ка па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных на борт
про­из­во­дит­ся с па­ра­шю­та­ми, уло­жен­ны­ми для прыж­ка в пе­ре­нос­ных сум­ках, ко­то­рые
раз­ме­ща­ют­ся под от­кид­ны­ми си­де­ни­я­ми. А на­де­ва­ние па­ра­шют­ных си­стем про­из­во­дит­ся
в са­мо­лё­те по­сле при­ня­тия лёт­чи­ком-на­блю­да­те­лем ре­ше­ния о вы­сад­ке
па­ра­шю­ти­стов-по­жар­ных.

Спуск де­сант­ни­ка-по­жар­но­го с вер­то­ле­та Ми-4, по ве­ре­воч­ной
лест­ни­це при за­ви­са­нии на вы­со­те ме­нее 10 м.

В 1960 го­ду бы­ло раз­ра­бо­та­но спе­ци­аль­ное спус­ко­вое устрой­ство
ба­ра­бан­но­го ти­па для спус­ка лю­дей и гру­зов с ви­ся­ще­го на вы­со­те 40 мет­ров
вер­то­ле­та. Об­щий вид СУ-Б (спус­ко­вое устрой­ства ба­ра­бан­но­го ти­па) на
де­сант­ни­ке.

Де­я­тель­ность па­ра­шют­но-де­сант­ной по­жар­ной служ­бы в на­сто­я­щее вре­мя.

Совре­мен­ный вид па­ра­шю­ти­ста-по­жар­но­го с на­де­тым ос­нов­ным и
за­пас­ным па­ра­шю­том в шле­ме для вы­пол­не­ния прыж­ка с са­мо­ле­та АН-2, АН-3, АН-26,
АН-28, Л-410.
Мас­со­во вве­ден в экс­плу­а­та­цию в Авиа­ле­со­охране в мар­те 2004 го­да.